ГПНТБ России и Российская академия образования (РАО) договорились о научном и творческом сотрудничестве для развития библиотек образовательных учреждений. Соответствующее постановление вынес президиум РАО на своем февральском заседании.


Генеральный директор ГПНТБ России Я.Л. Шрайберг выступил перед членами президиума Академии с сообщением об электронных ресурсах современной информационной инфраструктуры образования.

  news28 02 smallПо его словам, она заметно трансформировалась с появлением и распространением электронных информационных систем: в первую очередь, это отразилось на устоявшемся рынке печатной продукции, т.е. учебниках, учебно-методических пособиях и других материалах. Однако Я.Л. Шрайберг отметил, что противостояние печатной и электронной книги, длившееся более 10 лет, сегодня можно считать завершенным со средним счетом 75% к 25% в пользу печати. «В отношении учебников я бы рискнул назвать цифры 60% и 40%, хотя точных исследований именно этой части книжного рынка я не обнаружил», – предположил Я.Л. Шрайберг.

Затем генеральный директор ГПНТБ России перечислил структурные сегменты, которые включает в себя система электронных ресурсов для поддержки образования, а также недостатки и преимущества, существующие сегодня в каждом сегменте.

Среди ресурсов первого сегмента Я.Л. Шрайберг назвал книги, учебники и пособия, выпускаемые отечественными издательствами и вузами. Затем он добавил, что легитимный электронный учебный контент, по большей части, недоступен из дома: «Лицензии на него чаще всего даются на IP-адреса вузовских библиотек», – пояснил он. Апеллируя к зарубежным экспертам и своему профессиональному опыту, Я.Л. Шрайберг также отметил, что современные устройства, в том числе компьютеры, замедляют процесс чтения и рассеивают внимание.

Тем не менее, гаджеты для чтения обладают преимуществами, которые делают работу с электронными текстами более удобной, чем с печатными: их память позволяет хранить в одном устройстве большое количество электронных коллекций; они портативны; на них можно масштабировать шрифт, оставлять электронные закладки, использовать гиперссылки и поиск по всему содержанию; они обеспечивают доступ к Интернету; наконец, их использование более экологично, поскольку позволяет сохранить деревья, а сами электронные книги на порядок дешевле печатных.

Он добавил, что изменения в антипиратском законодательстве, повлекшие блокировку более 200 нелегальных книжных ресурсов, а также налаживание эффективного диалога между издателями и распространителями и рост аудитории легитимных ресурсов позволяют делать прогнозы об увеличении объема продаж электронных изданий в будущем; однако это не сможет компенсировать спад продаж традиционных изданий.

К ресурсам второго сегмента Я.Л. Шрайберг причислил подписку на электронные издания. В качестве примера крупного ресурса такого рода он назвал централизованную (национальную) подписку на международные индексные базы данных и полнотекстовые издания. «Сегодня оператором национальной подписки работает ГПНТБ России. Обеспечивая почти всем образовательным учреждениям страны подписку к базам данных Web of Science и Scopus, библиотека также предоставляет доступ к полнотекстовым журналам и книжным коллекциям многих известных издательств и подписных агентств, таких как EBSCO, Elsevier, SpringerNature, IEEE, Proquest и так далее – всего, если говорить о полных текстах, около 6,5 тысяч журналов и электронных книг», – поделился Я.Л. Шрайберг.

Среди проблем, существующих в работе с этим сегментом ресурсов, он назвал волатильность валютного курса, к которому привязан рублевый бюджет подписки; ограниченность государственной поддержки, которая не может охватывать все вузы; и разделение электронного контента на более мелкие сегменты, что делает невозможным поиск интересного материала вне запроса. По словам Я.Л. Шрайберга, вопрос валютных платежей можно решить с помощью заблаговременно достигнутых соглашений, которые бы учитывали колебания курса: такой опыт уже есть у ГПНТБ России; а к разделению контента пользователи уже смогли приспособиться.

Продолжая рассуждать о системе национальной подписки, генеральный директор ГПНТБ России заметил, что у российских научных журналов нет такого функционального сервиса информационной поддержки образования: ученые и преподаватели вынуждены довольствоваться возможным доступом к изданиям российского индекса цитирования (RSI) и Перечнем ВАК. Однако здесь, по его словам, вузы используют возможности собственного книгоиздания: это курсовые и дипломные работы, диссертации, методические материалы, учебные пособия и т.д.

Я.Л. Шрайберг назвал вузовские библиотеки “двигателем” информационного обеспечения процессов образования. При этом несмотря на партнерство в обеспечении образования, которое, по общепринятому в мире принципу, существует между вузом и его библиотекой, такое сотрудничество провоцирует и проблемы: библиотека вуза – это не самостоятельное юридическое лицо; в финансировании комплектования фонда вузовского сегмента нет единого концептуального подхода; научно-образовательные ресурсы, необходимые вузу, требуют экспертной оценки с учетом ресурсов вузов-партнеров. Кроме того, вузовским библиотекам также приходится адаптироваться к меняющейся роли электронных библиотек, электронных библиотечных систем (ЭБС) и других электронных ресурсов.

Перечисляя источники комплектования вузовских библиотек, Я.Л. Шрайберг назвал традиционные печатные фонды, электронные книги и другие электронные издания; полнотекстовые электронные журналы, электронные ресурсы других владельцев (ЭБС и другие издания, которые не входят в Национальную подписку), и, наконец, ресурсы открытого доступа.

Говоря о последних, он объяснил, что открытый доступ создает для пользователей и авторов новое поле взаимодействия и обеспечивает самопубликацию ресурсов, что, в свою очередь, при всех своих преимуществах, нередко вызывает появление некачественных публикаций в угоду оперативности. При этом число пользователей этого типа ресурсов, как и число самих репозитариев открытого доступа, демонстрирует стабильный рост во всем мире.

Я.Л. Шрайберг также подробно остановился на проблемах другого источника комплектования вузовских библиотек – традиционных печатных изданий. Он привел статистику, демонстрирующую падение выпуска учебной (на 4,3%), научной (на 10,2%) и справочной (4,9%) литературы по итогам первой половины 2017 года.

Генеральный директор ГПНТБ России обозначил основные проблемы вузовского книгоиздания, отметив отсутствие координации издательских планов, в том числе в вузах одного профиля; недостаток финансирования; малотиражность, которая не дотягивает до книгообеспеченности; конфликт интересов (служебное произведение или право автора) и самопубликацию авторов.

По словам Я.Л. Шрайберга, ЭБС сегодня – второй по значимости источник комплектования вузовских библиотек электронными ресурсами после подписки. Здесь он добавил, что до недавнего времени отечественное законодательство обязывало вузы размещать тексты выпускных квалификационных работ в ЭБС вуза, однако новые ФГОС 3++, как отметил Я.Л. Шрайберг, дают вузам “послабление” в этом направлении, которое пытаются компенсировать ЭБС.

Он рассказал о других проблемах, препятствующих развитию ЭБС в вузах, перечислив среди них увеличение объемов собственных электронных библиотек; создание мини-ЭБС при участии вузов-партнеров, необязательность подписки на ЭБС; финансовые ограничения и высокая стоимость ЭБС; усиление роли Открытого доступа; дисбаланс общегуманитарного и специального контента, что вынуждает вузы подписываться на разные ЭБС; и другие. Все это, по мнению Я.Л. Шрайберга, свидетельствует о необходимости разработать по технологии ЭКБСОН сводный каталог контента ЭБС со встроенным справочником дисциплин.

Другим нерешенным вопросом в области вузовского книгоиздания генеральный директор ГПНТБ России назвал отсутствие механизма координации выпуска учебников и учебных пособий. Решить “проблемы дублирования и неэффективной работы вузов-партнеров и однопрофильных вузов” в этой области, как заявил Я.Л. Шрайберг, могла бы возрожденная Центральная библиотечно-информационная комиссия (ЦБИК). По его словам, ГПНТБ России вместе с Национальной библиотечной ассоциацией “Библиотеки будущего” при поддержке Сибирского федерального университета, Томского государственного университета и других учреждений образования могла бы взять на себя организацию такой комиссии.

В завершение Я.Л. Шрайберг заметил, что сегодня переосмысливается роль библиотеки вуза в научно-образовательном процессе. Она становится ядром этого процесса, преобразуется в информационный центр, который служит для пользователя проводником в мировое информационное пространство; при этом в ее задачи входит не только обеспечивать читателю доступ к ресурсам, но и формировать у студентов культуру нового типа – информационную.

После обсуждения доклада президиум РАО поблагодарил Я.Л. Шрайберга за представленную информацию и выступил с инициативой обеспечить взаимодействие ГПНТБ России и Академии в вопросах развития библиотек образовательных организаций.

news28 02 small2

Подробнее: сайт Российской академии образования