Новости науки и образования

MSCAБолее 300 университетов и научных организаций собрались для обсуждения мобильности научных кадров

 

Вебинар «Сотрудничество России и ЕС в области обучения и мобильности научных кадров» был организован Министерством науки и высшего образования Российской Федерации совместно с Европейской Комиссией. Участие в вебинаре приняли более 300 представителей российских и европейских университетов и научных организаций, аспирантов, молодых ученых и ученых мирового уровня из разных стран Европы и городов Российской Федерации. На вебинаре были представлены презентации об основных возможностях российских и европейских программ финансирования обучения и мобильности научных кадров, а также эффекты от их реализации на примере отдельных ученых из России и Евросоюза.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки

LiveAirПрямая линия с министром науки и высшего образования

 

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел первую прямую линию, в ходе которой ответил на вопросы представителей вузовского и научного сообщества, студентов и журналистов. Диалог в прямом эфире продолжался в течение двух часов. Число зрителей превысило 120 тысяч человек.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки

SurveyИсследование: 94 процента выпускников собираются строить карьеру в России

 

Опрос старшекурсников и выпускников вузов провели эксперты АНО "Россия – страна возможностей" совместно с группой компаний ЭФКО. Выяснилось, что абсолютное большинство – 94 процента опрошенных - планируют строить карьеру в России. При этом более половины из них хотят работать только в нашей стране, а еще порядка трети считают, что в России лучше начинать карьеру, получить опыт, а дальше – по обстоятельствам. Самым важным фактором при выборе работы нынешние старшекурсники назвали возможности для роста и развития, на втором месте – уровень зарплаты, а вот известный бренд компании и красивый офис оказались не так важны.

 

Источник: Российская газета

Falkov RIAФальков представил программу стратегического академического лидерства

 

Минобрнауки РФ разработало и представило программу стратегического академического лидерства, в основу которой легли принципы интеграции и кооперации научных и образовательных организаций, а также принципы конкуренции и открытости, рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков на заседании правления Российского союза ректоров. Несмотря на то, что эта программа представляется от лица министерства, она не только прошла серьезное экспертное обсуждение с ректорами ведущих вузов, но и детальнейшим образом обсуждалась на площадке правительства РФ и Администрации президента.

 

Источник: РИА Новости

Umor«С юмором о важном». Учителя и родители прочитают стихи и споют о дистанционном обучении

 

1 июня ГК «Просвещение» совместно с автором популярного музыкального ролика «Жертвам дистанционного обучения посвящается» Иваном Кондаковым запустила творческий конкурс шуток и стихотворений «С юмором о важном». Всем желающим предлагается попробовать себя в роли авторов стихотворений или шуток, посвященных дистанционному обучению, работе педагога и повседневным заботам родителей. Участникам предлагается с юмором описать непростые жизненные ситуации, поделившись своим опытом со всей страной.

 

Источник: Журнал "Книжная индустрия"

ChildDayОнлайн-мероприятия ко Дню защиты детей

 

1 июня традиционно отмечается Международный день защиты детей. Виртуальные события будут доступны на интернет-площадках образовательных учреждений города, а также столичных дворцов творчества и семейных центров. Найти подробную программу всех онлайн-событий можно на портале «Я дома».

 

Источник: Официальный сайт мэра Москвы

CitiesРуководители систем образования городов России рассказали о достигнутых результатах в проекте «Взаимообучение городов»

 

В видеоконференции 29 мая об итогах проекта «Взаимообучение городов» принял участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Виктор Басюк и представители 100 городов России. Замминистра поблагодарил участников проекта за профессионализм и организацию учебного процесса в IV четверти, а также рассказал о запуске нового проекта для эффективной подготовки к итоговой аттестации школьников «Моя школа в online».
В ходе видеоконференции участники проекта рассказали о том, как используют опыт друг друга и внедряют эффективные практики коллег в своих городах.

 

Источник: Официальный сайт мэра Москвы

SchoolPsichСтресс и депрессия: как COVID-19 повлиял на подготовку к ЕГЭ

 

Пандемия коронавируса значительно осложнила сдачу ЕГЭ в 2020 году: дата экзамена несколько раз переносилась, а формат его проведения не ясен до сих пор. На фоне этого школьники находятся в постоянном невротическом стрессе, который, считают психологи, может привести к тяжелым последствиям. Как репетиторы и центры дополнительного обучения занимаются с выпускниками в условиях самоизоляции, и чем для них обернется новый формат подготовки: мнения педагогов и психологов.

 

Источник: Газета.Ру

HigherEducationНаступает доступность высшего образования

 

Согласно оценке главы Минобрнауки Валерия Фалькова, которую разделяют ведущие эксперты сообщества, система в целом успешно справилась с вызовами нагрянувшей эпидемии. Университеты смогли быстро перестроиться и доучить студентов дистанционно, а во многих вузах уже стартовал процесс государственной итоговой и промежуточной аттестации. По данным министра, 77% вузов сохранили оба вида итоговой аттестации выпускников – государственный экзамен и защиту диплома.
В числе ключевых постэпидемических мероприятий в сфере высшего образования – расширение его доступности. По мнению Президента РФ, к намеченному на 2021 год увеличению количества бюджетных мест пора приступать уже сейчас: к приемной кампании-2020 контрольные цифры приема в вузы (КЦП) должны вырасти так, чтобы «не менее 60% выпускников школ смогли претендовать на бесплатное обучение в высших учебных заведениях».

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

OfficeВ Международной организации труда назвали меры против COVID-19 при работе в офисах

 

Директор бюро Международной организации труда (МОТ) для стран Восточной Европы и Центральной Азии Ольга Кулаева рассказала, какие меры профилактики коронавирусной инфекции могут сохраниться на рабочих местах в ближайшей перспективе.
По ее словам, после окончания пандемии может сохраниться требование проезда в лифте по одному и соблюдение дистанции между людьми. Кроме того, возможно разграничение маршрутов внутри здания, чтобы сократить пересечение сотрудников. И в целом, она допустила, что будут варьироваться периоды присутствия коллектива в офисе и удаленной работы из дома.
На прошлой неделе стало известно, что каждая пятая компания в России планирует сохранить дистанционный формат работы даже после всех ослаблений ограничений, связанных с коронавирусом.

 

Источник: Известия

SelectionCommitteeПриемная кампания в вузы стартует 20 июня

 

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в эфире Первого канала рассказал о сроках приемной кампании 2020. Главная особенность этого года – заявление в вузы абитуриенты могут подавать до сдачи ЕГЭ. О каких еще изменениях в приемной кампании этого года нужно знать абитуриенту?

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки

InnosociumОпределены победители Всероссийского конкурса социальных проектов «Инносоциум»

 

В 2020 году в конкурсе приняли участие 635 проектов от студентов 256 вузов из 70 регионов России.

Цель конкурса – привлечь внимание к актуальным социально значимым проблемам и способам их решения, выявить и поощрить талантливых студентов на разработку и реализацию социальных проектов, развить у них необходимые для этого навыки, а также распространить эффективный опыт социального проектирования в студенческой среде. Организаторами конкурса выступают Фонд Инносоциум – социальная платформа Фонда Росконгресс и Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт». Конкурс «Инносоциум» проходит при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, а также Российского союза ректоров.

 

Источник: Комсомольская правда

SciOrgС 1 июня формат работы научных организаций будет зависеть от эпидемиологической ситуации в регионе

 

Соответствующий приказ № 692 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации»о деятельности подведомственных Минобрнауки России организаций подписал Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.


Текст приказа >>>>

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

DissOnlineПравительство РФ разрешило проводить заседания диссертационных советов в онлайн-формате

 

На портале правовой информации опубликовано Постановление Правительства РФ «Об особенностях проведения заседаний советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук в период проведения мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации», согласно которому временно разрешено проведение защит диссертаций с участием в заседании членов диссертационных советов и оппонентов в режиме онлайн, а также проведение открытого голосования по присуждению ученой степени. При дистанционной защите в заседании могут принять участие не более 2/3 членов диссертационного совета.
В настоящее время Минобрнауки России готовит документы, регламентирующие порядок реализации постановления, в котором будут отражены особенности организации работы и проведения заседаний диссертационных советов в дистанционным режиме.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

DissOnlineDefВ России прошла первая защита диссертации в онлайн-формате

 

Первая в России защита диссертации на соискание степени кандидата наук прошла в удаленном режиме в Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС). «Из-за пандемии COVID-19 заседание диссовета впервые в практике РАНХиГС проходило в формате видеоконференции. <...> Научная дискуссия и голосование проходили на платформе Microsoft Teams с соблюдением всех нормативных требований к организации защит диссертаций», — говорится в сообщении вуза. Для нового формата академия утвердила регламент проведения заседания диссертационного совета в удаленном режиме по аудио- и видеосвязи.

Порядок присуждения ученой степени в академии позволил учебному заведению легко приспособиться к новому формату. Так, РАНХиГС отказался от традиционного подхода к формированию диссертационных советов численностью не менее 19 человек. В состав совета академии входят 5-7 ученых, имеющих высокий индекс цитируемости и публикации по профилю защищаемой работы. Тайный порядок голосования вуз заменил на открытый.

 

Источник: Известия

StDumaГосдума приняла закон о праве студентов старших курсов преподавать в школе

 

Государственная Дума на пленарном заседании приняла закон о праве студентов-старшекурсников педагогических вузов работать в школах.  Правительственный законопроект был принят в первом чтении в июле 2019 года. Согласно проекту закона, студенты среднего профессионального и высшего образования в течение периода прохождения ими обучения могут быть допущены к занятию педагогической деятельностью по основным и дополнительным общеобразовательным программам. При этом порядок и условия, на которых вводится допуск, устанавливаются Минпросвещения, Минобрнауки и Минтрудом.

 

Источник: РИА Новости

RussiaToday"Россия сегодня" поможет абитуриентам-2020 выбрать вуз

 

Информационно-просветительский проект МИА "Россия сегодня" "Социальный навигатор" в десятый раз представил ежегодный обновляемый ресурс "Вузы России: навигатор абитуриента". Он призван помочь выпускникам средних школ сориентироваться при выборе места продолжения образования.
В этом году исследование охватило 498 государственных и 158 негосударственных высших учебных заведений, что на 85 вузов больше, чем в 2019-м. Одной из главных особенностей навигатора этого года является полная адаптация для мобильных устройств, а также возможность делиться выборкой с близкими и друзьями.

 

Источник: РИА Новости

MIESmayИтоги первого этапа Московского международного салона образования

 

В конце мая Московский международный салон образования (ММСО) запускает второй этап своей программы, темой которого станет роль бизнеса в экосистеме образования. От представителей компаний ждут новых предложений по достижению тактических и стратегических целей в сфере образования. Профессиональной аудитории обещают эффективное общение с партнерами салона, а также знакомство с актуальными технологиями, оборудованием, инфраструктурными и интеллектуальными решениями в рамках выставки «Интерактивная карта индустрии образования».
Итоги первого этапа оправдали ожидания организаторов: участниками онлайн-мероприятий ММСО за четыре дня стали более 260 тысяч человек из разных мест страны и зарубежья – специалисты в сфере образования, школьники и родители, студенты и ученые, руководители отрасли и управленцы среднего звена, представители бизнес-компаний. Три четверти от общего числа гостей составили профессионалы из регионов. Посетители получили доступ к 130 выставочным стендам, представляющим оборудование для обучения, онлайн-платформы, образовательные программы.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

 

SalaryНаучные институты переведут на новую систему оплаты труда

 

На портале regulation.gov.ru для общественного обсуждения опубликован проект «Примерного положения об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений сферы научных исследований и разработок, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ». Этот документ готовил еще старый состав министерства совместно с отраслевыми профсоюзами, которые добивались закрепления в нем дополнительных гарантий по оплате труда.
О том, что изменит для академических институтов и их сотрудников принятие документа, рассказал заместитель председателя Профсоюза работников Российской академии наук Михаил МИТРОФАНОВ.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

RURРейтинговое агентство RUR провело исследование вузов проекта "5-100"

 

В рейтинге университетов Round University Ranking (RUR) в этом году приняли участие большинство вузов, входящих в проект "5-100". Основываясь на данных глобального и национального рейтингов, эксперты агентства проанализировали динамику их развития. В рамках исследования было выделено три группы университетов-участников.
Во-первых, это тройка лидеров, уверенно входящих в топ-200 и имеющая все шансы на вхождение в сотню лучших вузов мира в ближайшие годы: НИЯУ МИФИ, МФТИ и Томский государственный университет (ТГУ). Во-вторых, это вузы, входящие в топ-500 и активно движущиеся к топ-200: Университет ИТМО, РУДН, НИТУ "МИСиС", ТПУ, ННГУ им. Н. Н. Лобачевского, СПбПУ и КФУ. В-третьих, это еще девять университетов так называемой "глобальной лиги" (в терминологии RUR): Сеченовский университет, СПбГЭТУ "ЛЭТИ", СФУ, УРФУ, ДВФУ, БФУ, ТюмГУ, Самарский университет и ЮурГУ.

 

Источник: РИА Новости

OnlineExЭкзамены и защита диплома в онлайн-режиме

 

Оценка полученных знаний – наиболее сложный в реализации этап дистанционного обучения. Большая часть российских вузов адаптировалась к ситуации с дистанционным обучением и готова организовать проведение промежуточной и итоговой аттестации студентов в онлайн-режиме.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

QuestionОпрос Минобрнауки показал скептическое отношение вузовских педагогов к онлайн-занятиям

 

Большинство педагогов российских вузов видят дистанционное обучение исключительно как дополнение к традиционному образованию и обеспокоены, что переход в онлайн приведет к падению качества знаний, профанации и разрушению системы высшего образования в России. Это следует из опроса Министерства науки и высшего образования, проведенного совместно с РАНХиГС. Треть опрошенных пожаловались на отсутствие в квартире места для комфортного ведения занятий, больше половины указали, что им не нравится работать дома. При этом 85,7% преподавателей почувствовали рост служебной нагрузки в связи с переходом в онлайн.

 

Источник: Коммерсантъ

StudProf15 896 студентов трудоустроены в своих университетах

 

В апреле Министерство науки и высшего образования РФ обратилось к вузам с инициативой оказать содействие занятости студентов в университетах. Идею поддержали уже 149 российских вузов. За прошедшие два месяца в университетах трудоустроено 15 896 студентов. В непростой период самоизоляции университеты стали своего рода социальными гарантами и партнёрами для своих студентов, в том числе в вопросах содействия занятости.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

DumaCovidРекторам госвузов разрешили работать до 70 лет

 

Госдума окончательно приняла закон кабмина о повышении предельного возраста для руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и их заместителей. Согласно новому законопроекту, предельный возраст повышается до 70 лет без права продления. Прописывается норма о том, что одно и то же лицо не может замещать должность руководителя одной и той же государственной или муниципальной научной организации более трех пятилетних сроков.

«Принятие законопроекта позволит обеспечить в условиях дефицита высококвалифицированных управленческих кадров в сфере образования и науки реализацию долгосрочных программ деятельности и развития образовательных организаций высшего образования и научных организаций, а также сохранить образовательные и научные традиции», – говорится в решении правительства.

 

Источник: Коммерсантъ

InterStКак университеты влияют на международные отношения

 

Сегодня вопрос экспорта российского образования и привлечения в Россию зарубежных студентов - один из основных в нацпроекте "Образование". Более того, университет становится элементом "публичной дипломатии", помогая выстраивать основы для сотрудничества России с зарубежными странами.
В период пандемии, когда дистанционные форматы общения и образования пока остаются основными, именно университет, его интернет-портал, соцсети становятся важнейшим инструментом международного сотрудничества, причем не только в области образования.
Как рассказал начальник управления реализации проектов в сфере образования и науки Россотрудничества Михаил Попов, в помощь вузам в ближайшие два года будет разработан и запущен специальный мультиязычный суперсервис для иностранных абитуриентов. Сервис будет активно внедряться с января 2022 года.

 

Источник: Российская газета

FedCouncilСенаторы внесли законопроект о порядке применения дистанционного обучения

 

Группа сенаторов внесла в пятницу в Госдуму законопроект, разрешающий министерству просвещения и министерству науки и высшего образования применять электронное и дистанционное обучение в школах и вузах.
Как рассказала один из авторов инициативы, председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова, "речь идет о донастройке дистанционного образования в нестандартных условиях, таких, как сегодня, когда по-другому в условиях распространения коронавирусной инфекции просто невозможно обеспечить непрерывность образовательного процесса".

 

Источник: Российская газета

UchiПлатформа Учи.ру вышла в топ самых посещаемых образовательных сайтов мира

 

Популярная российская образовательная платформа Учи.ру заняла второе место среди самых посещаемых образовательных сайтов мира. Такие результаты показал апрельский рейтинг авторитетного аналитического портала SimilarWeb. Лидер в этой категории - американский сайт Instructure.com, помогающий получать новые знания взрослым людям. Отечественный сайт впервые пробился в топ престижного рейтинга.

 

Источник: Российская газета

AfanasievРоссийские вузы готовы организовать приемную кампанию в максимально сжатые сроки

 

Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев рассказал о принимаемых ведомством мерах в прямом эфире программы «Время покажет» на Первом канале. Беседа в студии была посвящена организации Единого государственного экзамена и возможным нововведениям в ходе приемной кампании-2020, а также взаимодействию Минобрнауки России и Минпросвещения России в этом вопросе.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

MarketplaceПлатформа тронется: почему не взлетел школьный ресурс от Минпросвещения

 

С момента запуска «Маркетплейса образовательных услуг», созданного по заказу Минпросвещения, прошло уже полгода. Проект заявлялся как универсальная платформа для школьников, их родителей и учителей, однако сегодня ей почти никто не пользуется (с громко заявленным образовательным проектом пока не знакомы даже педагоги в пилотных регионах), а сама она, как считают опрошенные «Известиями» педагоги, нуждается в серьезной доработке. Реальную стоимость ресурса, сумма контракта на создание которого составила 193 млн рублей, разработчики оценивают в 10–15 млн.

 

Источник: Известия

LetterУченые просят Путина пересмотреть систему «цифрового» образования в России

 

Группа ученых и общественников обратилась с открытым письмом к президенту РФ Владимиру Путину, в котором просит пересмотреть стратегию развития образования в России. В частности, их беспокоит чрезмерное внедрение цифровых технологий.
Обращение подписали 118 человек. Сбор подписей продолжается.

 

Источник: Информационное агентство EADaily

RidusЦифра для бедных: как изменится образование после пандемии коронавируса

 

Один из самых известных и авторитетных философов современности Нассим Талеб в одном из своих недавних интервью заявил, что пандемия коронавируса ускорит переход к онлайн-образованию, а обычные учебные заведения станут не нужны, так что система образования сможет сэкономить на содержании зданий. Это высказывание породило прогнозы о массовом переходе на цифровое дистанционное обучение через интернет. Почти одновременно газета New York Times опубликовала статью о том, что нарастающее потребление цифровых услуг, в том числе образовательных, – это признак бедности, а качественное образование для богатых если не целиком, то большей частью останется в офлайне, в коллективе и с «живыми» преподавателями.

Свое мнение о том, как цифровизация может изменить российское образование, высказали: старший преподаватель философского факультета МГУ Павел Костылев, преподаватель лицея Высшей школы экономики, замглавред журнала «Преподавание истории и обществознания в школе» Энвер Абдулаев и преподаватель лицея НИУ ВШЭ и подготовительных курсов Института стран Азии и Африки МГУ Александр Морозов. Все они единодушно усомнились в скором переходе системы всеобщего образования в интернет.

 

Источник: Интернет-газета "Ридус"

GraduationPartyВыпускной в режиме онлайн

 

«Кто проведет лучший онлайн-выпускной – Facebook или YouТube?» – c такими заголовками выходят американские СМИ. У YouТube вместо директора школы праздник будут вести Барак Обама с супругой, в списке хедлайнеров – Леди Гага и подружка человека-паука Зендея. Выпускной Facebook можно будет «посетить» через Instagram. Приглашены Опра Уинфри, певица Аквафина, актриса Дженнифер Гарнер.
Российские онлайн-сервисы пока не предлагают таких звездных вариантов, а школьники были бы не против...

 

Мсточнк: Business FM

MilanВ Милане и Риме планируют провести "Пушкинский диктант"

 

Акция "Пушкинский диктант" в этом году официально приобретает международный масштаб, заявки на разработку заданий для мероприятия, несмотря на коронавирус, поступили в том числе из Милана и Рима. Общественная акция "Пушкинский диктант", по информации организаторов, состоится 6 июня. Она традиционно приурочена ко Дню русского языка и Пушкинскому дню в России. Проведением акции занимаются комиссия ОП РФ по развитию образования и науки и Ассоциация учителей литературы и русского языка.

 

Источник: РИА Новости

CPCСоставлен рейтинг экспертов в сфере образования

 

В Центре политической конъюнктуры (ЦПК) составили первый рейтинг экспертов в сфере образования по заказу Экспертного института социальных исследований. При ранжировании применялся индекс востребованности, который формируется из четырех критериев. Первый оценивает частоту упоминаний имени эксперта, его статей, колонок и комментариев, связанных с образовательной темой и опубликованных в отечественных СМИ. Второй учитывает степень признания экспертов внутри профессионального сообщества. Кроме того, при ранжировании оценивались популярность среди пользователей соцсетей, а также научная и публицистическая активность (наличие академических работ, представленность на тематических конференциях, круглых столах и иных публичных мероприятиях).

В рейтинг вошли 48 экспертов. Это ученые ведущих университетов России и директора школ (они составляют большинство), представители исследовательских структур, благотворительных фондов, профсоюзных организаций, СМИ и других организаций. Возглавил список Александр Асмолов, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ, директор по исследованиям развития человека НИУ ВШЭ. Второй по весомости результат получил президент Российской академии образования, декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко. На третьем месте – заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Любовь Духанина.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

CoordCouncilsВ Минобрнауки России образованы координационные советы по всем областям образования

 

Приказом Министра науки и высшего образования РФ образованы координационные советы Министерства науки и высшего образования РФ по различным областям образования. В состав координационных советов вошли представители федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования, представители Минобрнауки России и других органов государственной власти, вузов и научных организаций, работодателей и других заинтересованных структур.

Координационные советы являются совещательными органами Минобрнауки России и созданы для координации деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования (ФУМО), действующих в соответствующих областях образования. Свои предложения по вопросам развития соответствующих областей образования эксперты будут направлять в Министерство.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

HackerОчумелые мышки: хакеры усилили атаки на образовательные ресурсы

 

За последний год хакеры в 2,5 раза увеличили количество DDoS-атак на образовательные ресурсы, включая электронные дневники и сайты с проверочными работами, говорится в исследовании «Ростелеком-Солар». Эксперты не исключают, что инициаторами таких атак могут быть сами ученики. А по данным Qrator Labs, в марте этого года по сравнению с февралем количество атак на образовательные ресурсы выросло почти в четыре раза. Мишенями хакеров также теперь чаще становятся мелкие региональные интернет-провайдеры, хостинги и дата-центры.

 

Источник: Известия

PermUnivВ РФ заработал отечественный онлайн-конструктор для создания обучающих курсов

 

Сотрудники Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ) запустили всероссийский бесплатный интернет-ресурс, который помогает школьным учителям и вузовским преподавателям создавать задания для учащихся. Как отмечает разработчик, новый ресурс может стать альтернативой сервису LearningApps.org, который в ситуации, когда на дистанционное обучение переведены одновременно тысячи школьников и студентов, часто бывает перегружен. Более того, на платформе "Удоба" можно создать 40 видов интерактивных заданий, а на LearningApps.org доступно 16 вариантов. Отмечается, что новый сервис построен на принципах открытых образовательных ресурсов и бесплатен.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

SchoolAprilРоссийская система школьных оценок не позволила выделить одаренных детей среди сверстников

 

Исследователи изучили успеваемость и психологические особенности одаренных российских школьников, а также их сверстников из обычных школ. Оказалось, что их годовые оценки практически не отличаются, при том, что экзамен ГИА показал большую разницу в результатах. Описание работы опубликовал научный журнал British Journal for Educational Psychology. 

В исследовании участвовали 974 школьника из образовательного центра "Сириус", для учебы в котором отбирают способных детей со всей России, и 1261 ребенок из общеобразовательных школ страны, которые не учились в этом центре. Оказалось, что разница в годовых оценках у одаренных детей и их обычных сверстников не так уж и велика, при том, что в ГИА дети из "Сириуса" оказались гораздо успешнее детей из общеобразовательных школ.

 

Источник: ТАСС

SadovnichyМГУ намерен объединить факультеты

 

Ведущий российский университет, МГУ им. М.В. Ломоносова, могут реформировать: 42 действующих факультета планируют объединить в 14-16 научных школ. Идея реструктуризации находится в стадии обсуждения в рамках подготовки программы развития университета до 2030 года. Об этом сообщил ректор МГУ Виктор Садовничий.

Если программу утвердят, ее представят руководству страны. При этом ректор МГУ не уточнил, будут ли ликвидироваться факультеты. Сейчас некоторые направления обучения дублируются на различных факультетах, и, чтобы избавиться от дублирующих друг друга направлений, предлагается их объединить.

Полный текст интервью >>>>>

 

Источник: ТАСС

ManageСтартовал третий сезон всероссийского молодёжного кубка по менеджменту «Управляй!»

 

28 апреля в ТАСС состоялась пресс-конференция в онлайн-формате, посвященная старту нового сезона всероссийского молодежного кубка по менеджменту «Управляй!» – конкурса президентской платформы «Россия – страна возможностей», который реализуется в рамках федерального проекта «Социальные лифты для каждого» национального проекта «Образование». Регистрация на конкурс стартовала на сайте управляй.рф.
Участники пресс-конференции рассказали о новом формате конкурса, при разработке которого была учтена необходимость перехода учебных заведений на дистанционное обучение и непростая ситуация на рынке труда для молодежи, а также о задачах, которые участники будут решать в рамках кубка.
Регистрация на Кубок продлится до 1 июля.

 

Источник: управляй.рф

CaniculaMayЧасть российских школ досрочно отпустили детей на летние каникулы

 

Школьники ряда российских регионов досрочно выйдут на каникулы с 1 мая или сразу после окончания майских праздников. При этом многие школы планируют продолжить дистанционную работу с детьми, привлекая их к онлайн-конкурсам, играм, развивающим занятиям и соревнованиям, рассказали власти субъектов страны. Общего подхода к вопросу о дате начала досрочных летних каникул власти регионов не продемонстрировали.

 

Источник: ТАСС

RobotКак проходит робототехнический онлайн-сезон

 

В столице стартовал робототехнический онлайн-сезон для учащихся третьих-одиннадцатых классов. Для них подготовили видеоуроки по робототехнике, марафон заданий в онлайн-симуляторе и конкурс творческих проектов. Программа сезона составлена так, чтобы у школьников была возможность научиться программировать роботов, создавать 3D-модели для будущих изобретений и участвовать в онлайн-соревнованиях. Марафон проходит с 21 апреля по 22 июня. Школьники каждую неделю будут получать задания, которые должны выполнить в течение 10 дней.

 

Источник: Лаборатория инженерных образовательных проектов

InformaticsОбразовательные мастер-классы по информатике

 

В Москве проходят образовательные мастер-классы по информатике для педагогов и старшеклассников. Специалисты Московского центра технологической модернизации образования помогут участникам изучить известные программы, а также рассмотрят способы решения олимпиадных задач. Посмотреть эфиры можно на YouTube-канале «Клуб учителей информатики». Во время прямых эфиров зрители могут задавать ведущим интересующие их вопросы.

 

Источник: Официальный сайт мэра Москвы

VictoryОбразовательный сайт «Вместе о Победе»

 

Московский городской методический центр представил новый образовательный ресурс «Вместе о Победе». На нем пользователям доступны тематические видеолекции, подкасты, фильмы, учебные пособия, посвященные Великой Отечественной войне. Проект адресован учителям, школьникам и их родителям.

 

Источник: Официальный сайт мэра Москвы

ZinchenkoВ РАО назвали основные проблемы онлайн-образования

 

Падение учебной мотивации, "теснота" классно-поурочной системы и массовое распространение асоциальных форм поведения подростков являются ключевыми цифровыми вызовами образованию, сообщил президент Российской академии образования Юрий Зинченко в рамках дискуссии "Цифровое образование глазами фундаментальной науки" на Московском международном салоне образования.

 

Источник: РИА Новости

HarvardЛучшие зарубежные вузы страшатся финансового краха

 

Университеты по всему миру опустели – разъехались по домам студенты, дистанцировались преподаватели. На смену просторным аудиториям пришли кухни и гостиные, а общение свелось к череде видеоконференций. Замерла и жизнь вокруг вузов – закрылись общежития, кафе, библиотеки. Так, к примеру, впал в спячку почти весь штат Массачусетс (США), в котором высшее образование является основным экономическим двигателем.
Университеты не справляются с финансовыми трудностями и, чтобы хоть как-то выйти из положения, им приходится принимать непопулярные решения: останавливать глобальные проекты и летние программы, отказываться от новых сотрудников. Организация по защите интересов университетов Великобритании Universities UK (UUK) заявила, что образовательный сектор в стране уже понес убытки в районе 790 миллионов фунтов стерлингов, и «это – только начало».

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

ExpertsЭксперты РАН высказали мнение о шкале баллов публикационной результативности

 

Состоялось онлайн-заседание Рабочей группы по установлению единых требований к порядку формирования и утверждения государственного задания на проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований. Как сообщил на своей странице в Facebook вице-президент РАН Алексей Хохлов, обсуждался вопрос о корректировке методики расчета Комплексного балла публикационной результативности (КБПР) для научных организаций, подведомственных Минобрнауки, на 2020 год.

Предложения комиссии направлены в Минобрнауки.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

THEРоссийские вузы в рейтинге THE

 

Всемирный рейтинг THE (Times Higher Education) University Impact Rankings 2020 опубликован британским изданием Times Higher Education, которое специализируется на освещении актуальных вопросов высшего образования и является одним из лидеров в области оценки качества деятельности университетов. Рейтинг посвящен оценке влияния вузов на процесс реализации целей устойчивого развития, сформулированных ООН на период до 2030 года.

В общий рейтинг THE University Impact Rankings вошли 47 российских университетов, в том числе три – в топ-100. Наивысшую позицию имеет Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (37-я позиция). На втором месте среди российских университетов располагается Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (91-я позиция), на третьем – Алтайский государственный университет (95-я позиция).

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Russia24Фальков – о российских научных институтах в период пандемии

 

В программе "Мнения" телеканала "Вести-Россия24" состоялась беседа о возможностях российской науки в борьбе с нынешней эпидемией с министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым и президентом Российской академии наук Александром Сергеевым. Валерий Фальков заявил, что пандемия коронавируса не приведет к сокращениям в российских научных институтах. Кроме того, глава ведомства отметил, что Минобрнауки в связи с пандемией пересмотрит обязательства ученых по грантовым конкурсам и уже обсуждает это с научными фондами, а также пообещал приоритетное развитие, государственное и внебюджетное финансирование исследованиям в области биологии и других наук о жизни.

 

Смотреть запись >>>>>

Источник: ТАСС

MIESМосковский международный салон образования (ММСО) открылся в онлайн-формате

 

Впервые в онлайн-формате открылся Московский международный салон образования (ММСО) – коммуникационная платформа, где представители экспертного сообщества, государства и бизнеса обсуждают настоящее и будущее системы образования. Участниками ММСО-2020 станут несколько тысяч представителей вузов со всей страны.

С 26 по 29 апреля – «ММСО-стрим» и виртуальная выставка «Интерактивная карта индустрии образования», с 30 апреля по 8 мая – «ММСО: продолжение».

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

BriefingБрифинг министра науки и высшего образования РФ

 

22 апреля в пресс-центре Правительства России состоялся брифинг министра науки и высшего образования РФ. Валерий Фальков рассказал об организации учебного процесса, сдачи государственных экзаменов и проведения приёмной кампании в вузах, о программах поддержки преподавателей и студентов в условиях распространения коронавирусной инфекции.

 

Стенограмма >>>>>

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Direct MediaОткрытые онлайн-курсы «Директ-Медиа»

 

Издательство «Директ-Медиа» разработало специальную платформу дистанционного обучения «Электронные курсы» (lms.biblioclub.ru). Это бесплатная, открытая для всех инфраструктура, включающая в себя онлайн-курсы и различные вебинары для школ и высших учебных заведений, развернутая на базе Moodle 3.3. Каждый преподаватель или организация может оперативно размещать здесь свои курсы, проводить полноценное обучение и получать от ресурса весь комплекс необходимых коммуникаций – для этого достаточно просто зарегистрироваться на сайте.
Ресурс предоставляет техническое и методическое сопровождение для образовательных организаций (школ, высших учебных заведений), а также для частных компаний и физических лиц.

 

Источник: Журнал "Книжная индустрия"

AntifragilityВалерий Фальков – в проекте "Антихрупкость"

 

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков принял участие в онлайн-встрече с директором института общественных стратегий «Сколково» Андреем Волковым в рамках проекта «Антихрупкость 2020».

В ходе встречи спикеры обсудили перспективы развития системы высшего образования и науки на ближайшие годы, проекта «5-100» и программы развития опорных университетов, а также будущее дистанционного формата высшего образования.

 

Смотреть на YouTubeYouTube

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

StudJobБолее 70 вузов организовали рабочие места для студентов

 

Министерство науки и высшего образования РФ инициировало программу трудоустройства студентов в университетах, к которой уже подключились более 70 вузов.
В прошлом месяце пилотные проекты были запущены в Дальневосточном федеральном университете, Томском государственном университете, Тюменском госуниверситете, Балтийском федеральном университете им. Канта и Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна. К программе также подключаются крупные индустриальные партнеры в регионах: они готовы принимать студентов на работу.

«Минобрнауки России будет помогать вузам, готовым трудоустроить у себя студентов. Программа занятости рассчитана на период до начала нового учебного года, но если покажет свою состоятельность и будет хорошо воспринята студентами и университетами, то станет постоянно действующей», – сказал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Программа позволит снять социальное напряжение и компенсировать «выпадающие» доходы студентов.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

DigitalDictantПодведены итоги ежегодной акции Цифровой Диктант

 

В России завершилась вторая ежегодная акция Цифровой Диктант, которая стала самой масштабной инициативой по проверке знаний в сфере информационных технологий в нашей стране. Она была организована РОЦИТ, ОНФ и Microsoft при поддержке Координационного центра доменов .RU и .РФ и прошла с 28 марта по 11 апреля 2020 года.

По сравнению с прошлым годом количество участников увеличилось более чем в 8 раз и составило 330 148 человек. Среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2020 года составило 7,25 балла из 10 возможных.

 

Источник: Газета.Ru

Minobr logoУ Минобрнауки появится новый официальный сайт

 


Для Министерства науки и высшего образования РФ будет разработан новый официальный сайт. Это предусматривает министерский План информатизации на очередной финансовый 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. На создание сайта планируется потратить более 12 млн рублей.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

StudSpringРоссийская студенческая весна пройдет осенью

 

В связи со сложной санитарно-эпидемиологической ситуацией учредители всероссийского фестиваля «Российская студенческая весна – весна Победы» приняли решение о переносе сроков проведения Фестиваля на сентябрь 2020 года. XXVIII Всероссийский фестиваль «Российская студенческая весна – весна Победы», мероприятия которого входят в состав президентской платформы «Россия – страна возможностей», должен был состояться с 20 по 25 мая в городе Ростове-на-Дону. Новые даты фестиваля – 5-10 сентября 2020 года.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

StudWinМинобрнауки России запустило студенческую эстафету «Вечный огонь Победы»

 

В Год памяти и славы, в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне Министерство науки и высшего образования Российской Федерации инициировало студенческую эстафету, призванную рассказать о подвигах учащихся, преподавателей и сотрудников университетов страны в 1941-1945 годах.
Эстафета проходит в режиме онлайн. Чтобы принять в ней участие, достаточно записать видеоролик или выложить фото со своим рассказом по теме эстафеты и опубликовать его в одной из соцсетей с хештегами #ВечныйОгоньПобеды #СтудентПобеды #МинобрнаукиРоссии.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

DistantКак изменится школа после массовой "удаленки"

 

Какие главные уроки дает нам массовый уход школ на дистанционное обучение? Мнение зампредседателя комитета по образованию Госдумы РФ, руководителя проекта ОНФ "Равные возможности – детям" Любови Духаниной.
Для большинства учеников переход на дистанционное обучение ожидаемо обернулся постоянной внутренней борьбой: стало больше заданий и гораздо сложнее организовать свой день. Возникает много технических трудностей. Но у "удаленки" оказалась и другая сторона – в таком режиме обучения 21% ребят увидели для себя новые возможности, им стало интересно попробовать учиться по-другому. Такие данные получили специалисты ОНФ и Фонда "Национальные ресурсы образования", опросив 2,4 тысячи родителей и почти 2,7 тысячи школьников по всей стране.

 

Источник: Российская газета

PedagogДанные опроса ВШЭ учителей по поводу использования онлайн-ресурсов

 

64% учителей до перехода на дистанционку пользовались образовательными онлайн-платформами. Кто-то – регулярно, кто-то – время от времени. Сегодня доля тех, кто использует онлайн-ресурсы при проведении уроков, увеличилась до 85%.
Причем, 74% педагогов, которые прежде не пользовались вообще никакими образовательными онлайн-ресурсами, стали их применять. Из них почти половина сказали: скорее всего, продолжат пользоваться ими и в будущем.
Такие данные были получены специалистами ВШЭ в ходе опроса 22 600 учителей из 73 регионов РФ.

 

Источник: Российская газета

SchoolScamКак школьники обманывают систему онлайн-обучения

 

Подростки освоились в онлайн-сервисах быстрее учителей. Уже появились лайфхаки о том, как можно "откосить" от дистанционного обучения, как не делать "домашку" и избежать плохих оценок. Этими способами школьники активно делятся в соцсетях.

По наблюдениям экспертов ВШЭ, мальчики чаще используют "зависание" и розыгрыши, а девочки чаще хитрят с домашним заданием. Многообразие способов, придуманных школьниками, говорит о том, что им не очень интересны придуманные школой форматы. Система образования оказалась в беспрецедентной ситуации. Эксперты советуют не усиливать контроль и не раздавать двойки, а искать более увлекательные форматы работы, снижающие при этом выгоду школьников от мошенничества. Например, поиск и интерпретация мемов на предметные темы в качестве домашнего задания.

 

Источник: Российская газета

RSCI
«Русскую полку» журналов Web of Science переукомплектовали

 

Рабочей группой по оценке качества и отбору журналов в Russian Science Citation Index (RSCI) на платформе Web of Science подготовлен новый список журналов. В него вошли 792 издания, включая те, которые индексируются WoS Core Сollection и Scopus. При этом с «русской полки» WoS (так именуют RSCI) исключены ранее находившиеся на ней 64 журнала и добавлены новые 79, включая 5 тематических серий «Доклады Российской академии наук». RSCI – это совместный проект РАН, международной информационно-аналитической компании Clarivate Analytics и российской информационной компании «Научная электронная библиотека».
Такая актуализация списка в соответствии с принятым в прошлом году новым регламентом теперь будет происходить ежегодно.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

EmptyClassПолтора миллиарда пропущенных уроков. Российское образование выдержало первый удар коронавируса

 

По оценкам Всемирного банка, в конце марта более 1,6 млрд школьников и студентов (почти 85% всего «обучающегося» населения) не посещали школы и университеты. Они не ленивые ученики, просто им некуда идти. В 161 стране прекращены очные занятия. Здания учебных заведений стоят пустыми, они не слышат лекций, детских голосов. Зато в разных странах слышны голоса возмущенных родителей, мэров, премьер-министров. Им кажется, что школы и университеты медленно перестраиваются, недостаточно ответственно подходят к ситуации. Тем, кто сейчас критикует учителей и преподавателей, надо понимать, что система массового образования столкнулась с беспрецедентным вызовом.
Институт образования Высшей школы экономики и МГПУ вместе с международными партнерами провели анализ того, как разные страны отвечают на этот вызов.

 

Источник: ВЕДОМОСТИ

HiSchEconВысшее домашнее: какая разница между онлайн и офлайн-обучением

 

Онлайн-обучение ничуть не хуже, чем традиционные очные занятия. Эффективность способа учиться удаленно подтвердило экспериментальное исследование, проведенного сотрудниками Высшей школы экономики совместно с американскими учеными, результаты работы которого опубликованы в журнале Science Advances. Результаты исследования показывают, что качественные онлайн-курсы больше не могут считаться второсортным способом обучения - они формируют у студентов компетенции ничуть не хуже, чем очные занятия. При тех же затратах, по мнению исследователей, в онлайн-формате вузы могут обучать на 15-18% больше студентов.

 

Источник: Научно-образовательный портал IQ

Stud EmployМинобрнауки России разрабатывает программу организации занятости студентов

 

Механизмы разработки и финансовой поддержки программы обсуждались в ходе заседания Рабочей группы по организации образовательной деятельности в условиях предупреждения распространения инфекции COVID-19 под руководством министра Валерия Фалькова.

13 апреля 2020 г. в 12:00 ч (мск) состоится экспертный семинар «Учеба и работа студентов: как совмещать?», на котором будут рассмотрены практические кейсы оперативного решения задачи о предоставлении рабочих мест студентам в регионе и в кампусах университета.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

Falkov RostechВалерий Фальков ознакомился с разработками госкорпорации Ростех для учебных заведений

 

Глава Минобрнауки Валерий Фальков ознакомился с разработками радиоэлектронного кластера госкорпорации Ростех и оборудованием других отечественных производителей для комплексного оснащения учебных заведений. В числе решений – отечественное оптическое, телекоммуникационное и вычислительное оборудование, в том числе системы, призванные помочь учебным заведениям справиться с вызовами пандемии COVID-19. Среди представленных разработок – системы контроля доступа с распознаванием лиц и определением температуры тела учащихся, компьютерная техника для учебных классов, системы хранения данных, камеры наблюдения, телекоммуникационное оборудование, системы для онлайн-трансляций и многое другое.

 

Источник: Пресс-служба Минобрнауки РФ

VdovinПрофсоюз работников РАН требует организовать эффективную работу научного комплекса в условиях эпидемии

 

Может показаться, что ученым, в отличие от других категорий работников, самоизоляция в связи с пандемией коронавируса не помеха: думай, читай, пиши статьи, общайся с коллегами по Skype, участвуй в семинарах и конференциях в дистанционном формате. На самом деле все не так просто - в научной жизни возникло немало проблем, требующих оперативного решения. Они обозначены в недавно выпущенном Профсоюзом работников Российской академии наук обращении к Минобрнауки, Академии наук, руководству научных фондов и всему научному сообществу.
Этот документ подробно комментирует заместитель председателя Профсоюза, вице-президент Всемирной федерации научных работников Вячеслав Вдовин.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

UnescoЮНЕСКО и Всемирный банк призывают цифровизировать образование во всем мире

 

Из-за эпидемии коронавируса и введенного большинством стран карантинных мер процесс образования претерпел изменения в глобальном масштабе.
ЮНЕСКО, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Всемирный банк (ВБ) провели исследования и сделали ряд выводов. В мире 188 стран отменили занятия в школах в масштабах всей страны, этот процесс затронул 91% учащихся во всем мире (1,58 млрд чел.). 53 страны ввели так называемое дистанционное обучение, что требует цифровизации сознания учеников и учителей.
Cейчас формируется Глобальная коалиция по вопросам образования под эгидой ЮНЕСКО, которая включает ООН, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ОЭСР, Всемирный банк и другие организации, транснациональные корпорации Microsoft, Google, Facebook и др. Коалиция призвана продвигать свою модель цифрового образования по всему миру.

 

Пресс-релиз Коалиции  >>>>>

Источник: Накануне.RU

FreeInternetПочти 400 ресурсов примут участие в эксперименте по "доступному Интернету"

 

Минкомсвязи РФ утвердило список социально-значимых ресурсов, которые будут участвовать в эксперименте по бесплатному доступу к нему граждан, проводимому с 1 апреля по 1 июля; перечень может меняться, но не чаще, чем раз в неделю.

В перечень ресурсов, опубликованных на сайте Минкомсвязи, вошел 391 ресурс. Они разделены на несколько разделов: Социальные сети и сообщества; Электронная почта; Мессенджеры и облачное хранение файлов; Погода; Поиск; онлайн медиа и Новостные агрегаторы, Карты, транспорт; Авто; Культура, литература и искусство; Образование и обучение; Здоровье и Здоровый образ жизни; Наука; Спорт; Государственные органы и сервисы; Справочные системы; Работа и карьера; Доставка; Агрегаторы и маркетплейсы, а также Социальные и волонтерские сервисы.

 

Источник: Интерфакс

RosVuzАктуальный обзор дистанционного образования для детей и взрослых от команды РосВуз (Региональная Организация Содействия В Учебных Заведениях)

 

Карантинные меры и переход на дистанционный формат обучения открывают новые возможности для самообразования. Сегодня онлайн-платформы становятся основным источником учебного материала для индивидуальных обучающихся, классов и групп, а порой, целых школ и вузов.

Проведен краткий сравнительный анализ школьных и университетских образовательных ресурсов - как российских, так и стран - мировых лидеров в сфере внедрения электронных образовательных систем.

 

Источник: РосВуз.РФ

NigmatulinАкадемик Нигматулин размышляет о проблемах в ФИЦ

 

Российская академия наук не должна уклоняться от участия в жизни академических организаций, которые в ходе реструктуризации утратили статус юридического лица, а с ним и независимость. Эту идею активно развивает член Президиума РАН, научный руководитель Института океанологии им. П.П. Ширшова академик Роберт Нигматулин. Он рассказал, с какими проблемами сталкиваются интегрированные структуры и чем академия может им помочь.

 

Источник: Мультимедийный портал ПОИСК

OnlineTraining YandexОбразовательная инициатива Яндекса

 

Правительство Москвы, Центр педагогического мастерства совместно с компанией «Яндекс» открыли бесплатную онлайн-школу. Школа работает с 09:00 до 14:00. На площадке доступны видеоуроки более чем по 15 предметам, а все, что требуется для учебы, – компьютер или смартфон с доступом в интернет.

 

Источник: Официальный сайт мэра Москвы